Новолетие. 21-22 марта. День весеннего равноденствия

Новолетие. 21-22 марта. День весеннего равноденствия
Основная встреча весны на Руси праздновалась в день весеннего равноденствия - 22 марта, называли его "Сороки".
"На Сороки день с ночью меряются, зима кончается, весна начинается."
"Сорок сороков птиц на сороки прилетают."
"На Сороки сорока кладет на гнездо 40 палочек."
"На Сорок святых прилетел кулик из-за моря, принёс весну из неволья."

ЖаворонокУ славян повсюду существовала вера в то, что в этот день из тёплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок.
"Бывают, - уверяют опытные старики-крестьяне, – что прилетают жаворонки и раньше, только те – непутящие: прилетит и смерзнуть может. А уж тот жаворонок, который на сороки прилетит, тот – настоящий, он не сдохнет". Тому, кто первый его увидит и услышит его песню, дарили булку-птицу от всей деревни.
На Сороки обычно пекли печение - "жаворонков", в большинстве случаев – с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Делали куколок Мартиничек. Птичек раздавали детям, и те с криками и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

Для этого печёных жаворонков и Мартиничек крепили на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и т.п. и, сбившись в кучу, кричали что есть силы: 

Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Тёплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

Взрослые закликали весну на пригорках, пели веснянки. Дети с «жаворонками» залезали на повети, крыши, деревья. 

Там, где не было возвышенностей, обряды встречи весны обычно проходили на первой проталине. Считали на счастье проталинки, "если до сорока досчитать, то по весне горя не знать".
После этого печёных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами:
"Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лён твой высокий был.
Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был".

Печенье ЖаворонкиИли печенье раздавали детям со словами со словами "Жаворонки прилетели, на головку сели" - тем самым, благословляя детей. Ребята это печенье крошили, разбрасывая на 4 стороны птицам на корм. (От редакции, прим.: Согласно космогонии, принятой ШЙГАС, надо разбрасывать на 11 сторон света.)
С помощью подобных птичек выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонка запекалась монета, и мужчины, независимо от возраста, вытаскивали себе печенную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригорошни зерна во время начала посева.
В Беларуси основным угощением во время этого праздника являются своеобразные пирожки "галепы". Выпекают 40 штук. А ещё, вместо жаворонков часто пекли аистов (буклей): прилёт аистов белорусы считали началом весны, в южных областях – пекли куликов. (Плюшки восходят к обряду встречи весны, да и теперь напоминают птицу с расправленными крыльями. А самим этим словом называлась птица-трясогузка).
С этого дня считали, что новый год полностью входит в свои права.

В ночь на 22 марта матери не давали спать детям, заманивая их слушать тишину, ожидая особого звука, разносящегося в мире, когда "год ломается".

С Сороками в народе связано очень много примет.

Если на Сороки был морозный день, говорили, что нужно ждать впереди сорок морозов.
Если на крышах домов до Сорок ещё лежал снег, то и в конце марта – начале апреля) будет снег, а местами пролежит и до конца апреля – начала мая.
Ранний паводок предсказывает быструю и раннюю весну. Важное значение имел прилёт птиц. Если они прилетели, то и весна скоро прилетит на постоянное место жительства. В народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну.
"Солнечные праздники"
На Руси очень живо было "древлее благочестие", особенно почитание Солнца. В "Слове о полку Игореве" встречаются имена многих арийских богов древних славян. Среди них Троян, Даж-бог (Даждь бог) и Хор - боги Солнца. Ярославна, плача, обращается к Солнцу как к могущественному Божеству. В храмах славян, в которых поклонялись Солнцу, в куполе были сделаны отверстия и надстройки для наблюдения точек восхождения Солнца, там были вставлены драгоценные камни с начертаниями.
Древние культы солнечных божеств явно связывались с астрономическими наблюдениями, с составлением календаря. Переломные моменты в наблюдаемом движении Солнца были отмечены особыми праздниками. Новый год начинался на Руси (на Земле) с появлением новой Луны в первые весенние дни, близкие к весеннему равноденствию, когда прибывающий день уравнивался с ночью. К этому времени в древности относился весёлый разгульный народный праздник, продолжавшийся целую неделю – широкая масленица. Считалось, что чем веселее Масленица, чем обильнее угощение, тем богаче будет весь год.
Обряды встречи и проводов Масленицы означали проводы зимы и приветствие наступающей весне. Заклинали Солнце, чтобы вызвать его весеннее "разгорание". И не случайно середина праздничного веселья называлась "переломом". Со дня весеннего равноденствия набирает силу бог весеннего солнца Ярило. Все весенние полевые работы шли под знаком поклонения этому богу.
С введением христианства пред пасхальный пост и Пасха отодвинули Масленицу на период с конца января до начала марта.
Празднование весеннего равноденствия на Востоке.
День весеннего равноденствия отмечается народами Средней Азии как праздник Нового года, который называется Навруз и отмечается 21 марта. Это поворотный день Солнца – источника жизни, когда просыпается после зимнего сна природа, пробуждается Земля-кормилица, наливаются её соком травы, цветы, деревья.
Люди верили, что чем веселее и радостнее пройдет праздник, тем щедрее будет к ним природа.
В ночь перед праздником в большом котле варили, согласно обычаю, из солода, проросшей пшеницы и муки обрядовое угощение сумаляк (суманак), чтобы обносить им всех устроителей и гостей торжества. Навруз символизирует в глазах земледельца зелень проросшего зерна – вечность жизни. Поэтому в каждой семье за двадцать пять дней до праздника в большой выдолбленной из дерева плоской деревянной посудине проращивается увлажненное зерно с тем, чтобы в Навруз тарелку полностью покрывала дружная зеленая травка, которая тоже называлась суманак. Если суманак давал прямые ровные ростки, это считалось приметой хорошего урожая, а если же ростки были не ровными, то обещали неурожай. С первыми лучами солнца мальчики отправлялись в горы набрать подснежников, а затем, привязав их к длинным шестам, шли по домам, даря цветы и приглашая всех на праздник. Хозяева одаривали ребят подарками. Затем, трижды проведя букетом подснежников по глазам, возвращали их юным гостям. К полудню все нарядно одеваются, собираются на место празднования, вывешивают большое вышитое панно – его главный узор – Солнце. Приходят музыканты, устраиваются соревнования в силе, ловкости среди подростков, мужчин. Накрывают праздничный дастархан, прямо на земле. Нужно позаботиться о достойном угощении, ведь за праздничным достарханом каждый, кто ни зайдёт в кишлак– желанный гость.
У многих народов мира с глубочайшей древности этот праздник стал магическим, ритуальным, одним из главных праздников природного календарного цикла. Далекие предки современных жителей Средней Азии - огнепоклонники - зороастрийцы - считали миг, когда день, наконец, по продолжительности уравнивался ночи, переломным моментом борьбы сил света над силами мрака.

По древнейшему памирскому календарю, отождествляющему различные фазы солнцестояния с частями тела человека, 21 марта Солнце входит в его сердце.

Использованы источники: Сельский календарь 1987-1988 гг. и http://photofile.ru/users/sveta-lebeda/150016279/

Статья прислана читателем V.L.M.

 Любое, полное или частичное, воспроизведение материалов сайта возможно только указанием его адреса http://yoga4you.org.ua/ – в виде активной ссылки.