Что такое йога, кто такие йоги?

Йога – это способ жизни на Земле, направленный на то, чтобы жить в согласии с Природой – Природой вообще и своей собственной.
Йога – древнейшая культура, известная людям на Земле.
Она синтезирует в себе искусство и науку, философию и оккультизм, культуру мышления и эмоций, работу с энергиями и различные виды гимнастик… Она имеет свои рекомендации в таких областях жизни, как отношения полов, воспитание детей, реализация себя в профессиональной деятельности и т.д.
В любом виде культурной жизни, когда-либо возникавшей на нашей планете, можно найти проявления йоги. Чем больше проявлений йоги в конкретной культуре, тем дольше она существует, тем больше процветают народы, государства и отдельные личности, потому что их поддерживает сама Природа.
Йога, как явление Природное, не может принадлежать отдельным народам, расам, национальностям, слоям населения, разделённых по признакам пола, возраста, веры, убеждений, материального положения, государственности, территориальных и климатических условий и т.д.

Йога – это не религия, не гимнастика, не искусство, не наука, не философия. Но в то же время ни религии, ни гимнастики (вполне мирные – целительные и боевые), ни искусство, ни наука, ни философия не обходятся без йоги, беря из неё лишь то, что способны взять на текущем этапе своего развития.
Йог – это человек, стремящийся познать Природные законы и явления, путём самообладания и управления своими желаниями, инстинктами интересами и поступками, чтобы помогать Матушке-Природе и не вредить ей.
Йоги знают, что люди из природы должны брать столько, чтобы она смогла затем самовосстановиться, а если надо, то и помогать ей в этом.

Ещё не так давно, в эпоху Кали-юги, условиями общественной жизни предполагалось, что духовное продвижение человека возможно лишь в глубоком уединении, при жизни в аскетизме или на грани аскетизма.
Нынче, когда мы входим в эпоху Ваджра-юги, требование Космоса к населению Земли изменилось. Теперь все люди обязаны выйти на уровень йогов, а йоги – покинуть свои пещеры, ашрамы и жить среди людей.
Йога выходит в общество как единое культурное явление, соединяющее человечество и природу.
Прежде считалось, что йог – это человек, вышедший в самадхи.
Требование времени внесло коррективу в это определение.
Йог – это 
1) человек, который может управляемо входить в состояние самадхи и находиться в нём столько, сколько ему требуется (для решения необходимых ему вопросов и проч.);
2) человек, который усвоил культуру (образ жизни), позволяющую ему естественным образом соответствовать пункту (1).
Для ясности можно добавить, что здесь в понятие культура входят все её проявления: этика, этикет, культура мысли, эмоций, поведения, различные виды искусств и ремёсел и т.д.

Физические упражнения, психические настрои, правила питания и диеты, нормы поведения и нравственности, размышления и отсутствие таковых, работа и отдых – всё это служит главной задаче: жить в резонансе с Природой, в согласии с ней, познавать её на всё более высоком уровне и снова приноравливать свою жизнь к этим новым знаниям. (И при этом не отрываться от общества…)
Чудеса, трансы, фокусы, гимнастики, элементы аскетизма, философия – это лишь проявления, которые могут быть, но которых может и не быть в жизни йога.
Такие явления как повышенная гибкость, ясновидение, яснослышание, экстрасенсорика, управление дыханием и ритмом сердца, чудеса чувствительности и бесчувственности и проч. сопутствуют практике йоги, но совсем не обязательны для неё. Все эти сиддхи открываются попутно, между прочим, при необходимости. Достижение их специальными усилиями, идущими во вред духовности, в йоге, как правило, не поощряется.
Йог обязан заботиться о чистоте и здоровье своего физического тела. В принципе, он может использовать любую систему тренировок и приведения себя в порядок, если эта система не вредит его основной задаче.

Учение йоги – очень древнее и восходит своими корнями к древним цивилизациям: Арктиде, Атлантиде, Хиттиде, Пацифиде. Эти цивилизации погибли (каждая в своё время), но перед их гибелью хранители знаний йоги передавали информацию другим, более молодым народам.
Считается, что в нашей цивилизации (Азиатиде) эту эстафету приняли арийские народы, впоследствии передавшие полученные знания на хранение в Индию.
Современное понимание йоги связывают с мудрецом Патанджали, жившим примерно во 2-м веке до н.э. Он обобщил опыт предыдущих поколений и создал труд, который современное человечество называет "Йога-сутра" Патанджали. В этом труде, состоящим из 194 афоризмов он изложил суть йоги, показал пути постижения йогом своей души, препятствия на этом пути и способы, как с ними справиться.
"Йога-сутра" Патанджали стала краеугольным камнем для йогов последующих поколений, осваивающих своё внутреннее пространство. Существуют и сотни переводов и ещё больше книг, содержащих толкование и расшифровку этих сутр.
Путь постижения своей души Патанджали выразил в виде 8-ми ступеней, что и дало название "восьмиступенчатой йоге Патанджали".
Йога как и жизнь – это синтез. То, что для объяснения приходится расчленять на отдельные понятия, в жизни требует объединения, синтеза. Поэтому реальный путь йога синтезирует движение по всем ступеням, учитывая изменяющийся мир.

Вот эти восемь ступеней (или частей), объяснённых по отдельности.

  • Яма – этические нормы ограничения во взаимоотношениях с людьми и с природой.
  • Нияма – предписания образа жизни, индивидуальные правила поведения.
  • Асана – разнообразные позы и положения тела, удобные для размышления.
  • Пранаяма – дыхательные упражнения, связанные с набором энергии. Это контроль над энергиями внутри и снаружи человека, контроль не только над здоровьем, но и над самой жизнью.
  • Пратьяхара – управление, контроль над восприятием, упорядочивание чувств, психическая релаксация. Делает ум устойчивым и чистым.
  • Дхарана – концентрация мысли, удержание её на одном объекте.
  • Дхиана – медитация, регулируемый поток сознания; созерцание своего собственного "Я" – Джива Атмана (Дух индивида)
  • Самадхи – состояние истинной йоги, в котором медитирующий и объект медитации – суть одно.

Эти восемь ступеней называют восьмеричным путем, они составляют классическую систему йоги.

В Школе Йога Гуру Ар Сантэма классическая йога преподаётся гармонично и в синтезе, начиная с первого курса. Поэтому не следует ожидать расчленения её на хат-ха-, раджа-, бхакти-, кундалини…-и прочую…-йогу, чем так изобилует западная традиция современного мира.
Яма и Нияма позволяют человеку быть здоровым и энергетичным, не растрачивать энергию по пустякам или по невежеству, правильно выстраивать отношения с самим собой и окружающими.
Асана и Пранаяма – суть работа с энергиями, управление здоровьем физического тела и психическими состояниями.
Пратьяхара – сочетает предыдущие ступени с чистотой астрального и ментального тел.
Дхарана, Дхиана и Самадхи – это культура мышления и познание своей души.
Многие выдающиеся деятели искусства, культуры, науки испытывали эти состояния, но для большинства из них эти состояния были неуправляемы и кратковременны, во время которых они и делали свои открытия, получали "откровения", создавали произведения.
Таких людей обычно считают гениями.
Особенность йога в том, что ступени к Самадхи он проходит осознанно, а нахождение в этом состоянии – устойчиво.
Йога естественным образом сочетается с развитием личности.

Занятия йогой как физкультурой (фитнесом) под команду инструктора, пусть даже с элементами работы с энергиями (праной) может до известной степени поправить здоровье. Но чтобы измениться внутренне, каждому приходится прикладывать собственные волевые усилия, искать внутренний стимул роста.
Например, если человек сам не прикладывает усилий для того, чтобы измениться самому и изменить свою жизнь, простое выполнение асан само по себе ничего выдающегося дать ему не может: раб останется рабом, рабовладелец – рабовладельцем, стяжатель и карьерист – стяжателем и карьеристом… Да, они станут более грамотными в достижении своих целей и, возможно, со временем у них появится желание измениться самим. Но без личного желания, без личных усилий и самоосознания – не стоит обманываться и ждать серьёзных изменений личности.
Мы неоднократно были свидетелями того, как люди, не желавшие иметь свой собственный стержень, ищущие в силу своего воспитания "твёрдую" руку над собой, мало в чём менялись, даже прозанимавшись йогой 5-10 и более лет. Как правило, они возвращались туда, откуда пришли, или находили какую-нибудь властную личность, под рукой которой могли бы ощущать себя спокойно и комфортно.

Тем не менее, опыт показывает, что выполнение асан и пранаям постепенно поднимает человека к новым личным высотам, благотворно влияет на состояние ума, психики и здоровья в целом.
Считается, что асана в какой-то степени освоена, когда человек в ней может находиться "приятно, устойчиво и без напряжения". Тогда человек, находящийся в асане, испытывает удовольствие, внутренний подъём и одновременно – спокойствие.

Для выполнение асан характерно:

  • работа с концентрацией внимания, 
  • спокойствие, 
  • расслабление в позе, 
  • правильное дыхание, 
  • сосредоточение,
  • специфические состояния умиротворения, 
  • повышение творческой активности, 
  • восстановление жизненных сил организма.

Терапевтический эффект: асаны: стимулируют умственную деятельность, нормализируют психику (релаксация, снятие стрессов и т.д.), повышают иммунитет всего организма, действие их распространяется буквально на все органы и ткани организма
Одно из важнейших упражнений в йоги – Шавасана ("Поза мертвого"), оно заключается в полном расслаблении тела.
Это одновременно и физическое, и умственное упражнение со сложной техникой исполнения.
Считается, что хорошо освоенная Шавасана при 10-тиминутном выполнении заменяет 3 часа сна.
Современные научные исследования связывают состояния, в которых находятся йоги во время выполнения асан и пранаям, созерцания и медитации, с альфа-ритмами, которые излучает мозг человека. Эти ритмы иногда называют "ритмами релаксации". Даже весьма далёкие от йоги люди тренируются настраиваться на эти ритмы для укрепления своего здоровья, для повышения творческого потенциала, для изменения своей жизни к лучшему.
Результаты исследования медитирующих йогов показали, что при созерцании, направленном на внешний мир, привыкания альфа-ритмов к внешним раздражителям не происходит, т.е. йоги могут добиваться чрезвычайно высокого уровня внимания по отношению к событиям окружающего их мира. Такое состояние можно примерно описать так: будто раньше вы смотрели на мир через грязное стекло и с затычками в ушах, но вдруг стекло вымыли, а затычки из ушей – вытащили… 
При сосредоточении на своём внутреннем состоянии, наоборот, даже достаточно сильные внешние раздражители не могли блокировать альфа-ритм. Это говорит о возможности йогов глубоко сосредотачиваться на решении своих внутренних проблем и задач, а значит, и решать их.
Исследования – исследованиями, а тысячи и миллионы людей в современном мире начинают практиковать йогу в своей жизни, открывая для себя на практике горизонты новой жизни и новых возможностей.

Ар Шэнь-ги (по материалам лекций Гуру Ар Сантэма)

 При полном или частичном воспроизведении материалов сайта просим давать активную ссылку на первоисточник  http://yoga4you.org.ua/